Магаданская городская Дума

Представительный орган местного самоуправления муниципального образования "Город Магадан" Официальный микроблог Магаданской городской Думы

О протесте прокурора города Магадана на решение Магаданской городской Думы от 18.09.2008 № 103-Д «О Положении «О порядке принудительной эвакуации брошенных и разукомплектованных транспортных средств в муниципальном образовании «Город Магадан»

Магаданская городская Дума

РЕШЕНИЕ

26 декабря 2008 года № 159-Д
город Магадан

О протесте прокурора города Магадана на решение Магаданской городской Думы от 18.09.2008 № 103-Д «О Положении «О порядке принудительной эвакуации брошенных и разукомплектованных транспортных средств в муниципальном образовании «Город Магадан»

Рассмотрев протест прокурора города Магадана от 31.10.2008 на решение Магаданской городской Думы от 18 сентября 2008 года № 103-Д «О Положении «О порядке принудительной эвакуации брошенных и разукомплектованных транспортных средств в муниципальном образовании «Город Магадан» как на противоречащее федеральному законодательству, принятое с превышением полномочий, в соответствии со статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», руководствуясь статьями 31 и 45 Устава муниципального образования «Город Магадан»,
Магаданская городская Дума

РЕШИЛА:

1. Отклонить протест прокурора города Магадана на решение Магаданской городской Думы от 18 сентября 2008 года № 103-Д «О Положении «О порядке принудительной эвакуации брошенных и разукомплектованных транспортных средств в муниципальном образовании «Город Магадан» по следующим основаниям:
Прокурор, оспаривая решение Магаданской городской Думы от 18 сентября 2008 года № 103-Д «О Положении «О порядке принудительной эвакуации брошенных и разукомплектованных транспортных средств в муниципальном образовании «Город Магадан» (далее по тексту – Положение), указывает на его несоответствие Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, Правилам задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2003 № 759.
Нарушение Правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков, управлении транспортным средством в нетрезвом виде и т.п. Правила регулируют порядок дорожного движения, под которым понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещение эксплуатации, определяют порядок задержания, помещения на стоянку и хранения транспортных средств, при этом задержание транспортных средств осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В свою очередь, часть 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает, что за нарушение правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Следовательно, из содержания нормы КоАП РФ следует, что объектом правонарушения является дорожное движение и правила эксплуатации транспортного средства, а задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку – специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств.
Опротестованное Положение регулирует отношения, связанные с брошенными, разукомплектованными, аварийными транспортными средствами и их частями, т.е. такими, которые не могут принимать участие в дорожном движении, поэтому в части нарушения Положением вышеуказанных Правил требование прокурора является необоснованным в полном объеме.
Что касается принудительной эвакуации транспортного средства, то в этой части Положение регулирует порядок эвакуации транспортных средств, которые не могут принимать участие в дорожном движении. Тогда как Правилами задержания транспортного средства определяется порядок задержания, который представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства. И в этом случае принудительная эвакуация является следствием задержания транспортного средства за совершение водителем транспортного средства административного правонарушения, происходящего в процессе дорожного движения.
Необходимо отметить, что опротестованным Положением предусмотрено перемещение транспортного средства на специализированную стоянку для хранения до момента обнаружения собственника либо признания транспортного средства бесхозяйным в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, а именно на брошенные, разукомплектованные транспортные средства, при соблюдении ряда условий, которые предусмотрены оспариваемым Положением.
Что касается вывода прокурора о противоречии норм Положения главе 12 Правил дорожного движения, в которой установлены требования к остановке и стоянке транспортных средств, за которые в соответствии со статьей 12.19 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, то он несостоятелен, поскольку в пункте 1.2 Правил дорожного движения определено, что остановка – это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до пяти минут, а стоянка – это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более пяти минут. Данное правонарушение отнесено к главе 12 Кодекса об административных правонарушениях, которая относит указанное правонарушение к правонарушениям в сфере административных правонарушений в области дорожного движения. А как отмечалось выше, Положением отношения в области дорожного движения не регулируются, а вот отношения в области благоустройства территории, напротив, являются предметом регулирования данного Положения.
Следует подчеркнуть, что статья 6.18 Закона Магаданской области от 15 марта 2005 года № 583-ОЗ «Об административных правонарушениях в Магаданской области» предусматривает ответственность за хранение разукомплектованных транспортных средств в не установленных для этих целей местах, и вышеуказанная статья относится к главе 6 вышеназванного Закона, которая предусматривает административную ответственность в сфере благоустройства территории населенных пунктов и эксплуатации жилищного фонда. В свою очередь, пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Кроме того, размещение брошенных, разукомплектованных транспортных средств в не установленных для этих целей местах, ведет к загрязнению, захламлению земель населенных пунктов.
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков осуществляют ликвидацию последствий загрязнения, захламления земель.
Проблема предотвращения образования отходов и ликвидация уже имеющихся загрязнений и захламлений для современного общества – наиболее актуальна. Под захламлением земель понимается захламление отходами производства и потребления, характеризуемое как размещение, хранение, захоронение таких отходов в неустановленных местах. Отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Ими могут быть например, металлолом, строительный мусор, древесные остатки, в том числе опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью) либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. В данном случае таковыми могут быть части и детали аварийных транспортных средств.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002 года № 786 утвержден федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому к опасным отходам относятся свечи зажигания автомобильные отработанные, тормозные колодки отработанные, кислоты аккумуляторные отработанные, масла автомобильные отработанные, масла дизельные отработанные, масла трансмиссионные отработанные, масла компрессорные отработанные, смазочно-охлаждающие масла для механической обработки отработанные, остатки автомобильных масел, потерявших потребительские свойства, отходы резины, включая старые шины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией.
Статьей 13 вышеуказанного Федерального закона предусмотрены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований:
1) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
2) организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Вместе с тем, земельным законодательством собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков наделены обязанностью проводить мероприятия по защите земель и от других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Помимо вышеперечисленных нарушений норм действующего законодательства размещением брошенных, разукомплектованных транспортных средств в не установленных для этих целей местах происходит также и нарушение санитарно-эпидемиологических норм и требований действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны соблюдать требования санитарного законодательства и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Устава муниципального образования «Город Магадан» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Ссылка прокурора на Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является необоснованной, поскольку Положением не затрагиваются отношения, регулируемые вышеуказанным Законом. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, которые подразделяются на две группы:
1 группа – это отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог. Как следует из определения понятия «пользователи автомобильными дорогами», данного в пункте 8 статьи 3 комментируемого Закона, под использованием автомобильных дорог в данном случае понимается, прежде всего, их использование физическими и юридическими лицами в качестве участников дорожного движения.
2 группа – это отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности. Дорожная деятельность согласно определению этого понятия, данному в пункте 6 статьи 3 Закона, включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Что касается нарушения законодательства о персональных данных, то исходя из норм Федерального закона от 27 июля 2007 года № 152-ФЗ «О персональных данных» следует, что обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется в двух случаях:
1) в случае обезличивания персональных данных;
2) в отношении общедоступных персональных данных.
К разряду общедоступных персональных данных могут быть отнесены: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии субъекта персональных данных. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, предполагающей отсутствие свободного доступа к ней, но вместе с тем действующие в отношении них ограничения снимаются при наличии согласия обладателя персональных данных и когда субъект выполняет ряд возложенных на него обязанностей, например, при оформлении паспорта, регистрации актов гражданского состояния и т.п. В данном Положении это обусловлено наличием законного основания, что предусмотрено пунктом 10 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона, а законным основанием в данном случае является норма части 3 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На основании вышеизложенного следует, что требование прокурора по отмене решения Магаданской городской Думы от 18 сентября 2008 года № 103-Д «О Положении, о порядке принудительной эвакуации брошенных и разукомплектованных транспортных средств в муниципальном образовании «Город Магадан», как противоречащего действующему федеральному законодательству, принятого с превышением полномочий, является необоснованным в полном объеме.
2. Копию настоящего решения направить прокурору города Магадана.
3. Настоящее решение вступает в силу с момента его подписания.

Председатель Магаданской
городской Думы А. А. Попов

Вернуться назад | Распечатать материал

Читайте также: