Магаданская городская Дума

Представительный орган местного самоуправления муниципального образования "Город Магадан" Официальный микроблог Магаданской городской Думы

Андрей Попов О муниципальных дорогах на круглом столе в Совете Федерации

В Совете Федерации РФ прошел «круглый стол» по проблемам муниципальных дорог. Сенаторы и представители органов местного самоуправления озабочены стремительным и неуклонным исчезновением с карты России автодорог местного значения. Если прежде их протяженность превышала 544 тысяч километров, то сегодня она едва доходит до 147 тыс. км. Что происходит с нашими дорогами? О причинах случившегося и прогнозах на будущее говорили участники дискуссии. Среди них был и председатель Магаданской городской Думы Андрей Попов.

- В каждом выступлении подчеркивалось: состояние большей части местных дорог находится в неудовлетворительном состоянии, а муниципальные бюджеты настолько слабы, что ремонт и содержание автотрасс для них – неподъемная задача, - делится московскими впечатлениями Андрей Анатольевич. – В городах Дальнего Востока, многих населенных пунктах Сибири и русского Севера, строившихся как сервисные центры еще неосвоенных или плохо освоенных территорий, улично-дорожная сеть вообще испытывает колоссальную нагрузку. Посмотрите на Магадан.

По трети дорог городского округа круглосуточно перевозятся уголь, горюче-смазочные и взрывчатые материалы, тяжелая техника для горнодобывающих предприятий, продукты, промышленные товары. Обеспечиваем северный завоз в районы Колымы, юга Чукотки и Республики Саха (Якутии). Только в прошлом году объем грузоперевозок у нас составил 1,5 млн. тонн.

Хотя субъект Федерации классифицирует транспортные пути из морпорта, Марчекана и далее по Речной, Колымской, Транспортной улицами и дорогами жилой застройки, функционируют они как автомагистрали совсем не местного значения. Безусловно, построенные в 30-40-е годы прошлого столетия, не соответствуют наши дороги ныне действующим СНиПам. Пропускная способность их далека от автобанов, хайвеев, фривэев. На автострады не похожи. Но интенсивность движения по ним, функциональное назначение таких дорог, эксплуатационная нагрузка тоже должны учитываться.

На «круглом столе» в Совете Федерации предложил пересмотреть классификационные требования к автомагистралям в черте города. Тогда изменится и объем инвестиций на ремонт, реконструкцию, модернизацию дорог.

В 2011 году Магадан получил из федерального центра на эти цели около 25,6 млн. руб. субсидий, в прошлом – почти 24 миллиона. Это при нормативе затрат на содержание 1 км автотрасс общего пользования в нашем регионе в 1 млн.268 тыс. руб. Если учесть, что дороги в областном центре проложены в зоне компактной застройки, под дорожным полотном находятся многочисленные инженерные коммуникации, то сумму требуется кратно увеличить.

К тому же проектировщики этих магистралей представить не могли, каким станет транспорт. Впрочем, и десять лет назад можно ли было вообразить, что на каждого третьего жителя в Магадане, включая младенцев, будет приходиться по автомобилю?

Из-за отсутствия автостоянок в каждом микрорайоне дворы забиты техникой. Нужно строить новые транспортные развязки, парковки. А денег в казне нет.

С каждым годом увеличивается диспропорция между современными транспортными потоками и возможностями улично-дорожной сети города. Сказывается несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям и самого Магадана, и территории.

Кстати, открывая дискуссию, зампредседателя Комитета по вопросам местного самоуправления Совета Федерации РФ Николай Тонков отметил, что в 42 регионах России от 50 до 80% местных дорог не соответствуют современным требованиям.

- Андрей Анатольевич, по мнению участников «круглого стола» поможет решить эти проблемы недавно подписанный президентом закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации"?

- Вы о праве формировать муниципальные дорожные фонды? Мнение однозначное: законодательно право прописано, а дальше - вакуум. Источники формирования не названы, порядок расходования средств не определен.

Мы высказали предложения по наполнению муниципальных бюджетов. Отметили, что пришла пора изменить механизмы финансирования дорожного хозяйства в городах.

Сошлись на том, что органам местного самоуправления требуются методические рекомендации по организации, деятельности дорожных фондов. В нашей стране ведь нет практики работы дорожных фондов на муниципальном уровне.

Много говорили об источниках финансирования дорожного строительства в муниципальных образованиях. Подходить к этой проблеме нужно с рациональных позиций. Важен баланс между «есть» и «надо», «регион» и «муниципалитет», «сегодня» и «завтра»…

Несколько нелогично, что транзитные магистрали, переходящие в федеральную дорогу, находятся в реестре муниципальной собственности. И за счет скудного дотационного бюджета город пытается «латать дыры», заниматься ямочным ремонтом дорожного полотна. Это неэффективно и впору за Пушкиным повторить: «Российским лечат молотком изделье лёгкое Европы, благословляя колеи и рвы отеческой земли»…

В прошлом году состоялся муниципальный конкурс на проведение инвентаризации, диагностики и паспортизации городских дорог. И сегодня ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» с нарушением сроков контракта готовит техническую документацию. А мы в очередной раз доказываем необходимость включить транзитные автодороги в региональную целевую программу «Содержание и развитие автомобильных дорог Магаданской области» на 2010—2013 годы». Будем добиваться, чтобы Магадан попал в федеральную программу. Тогда появится возможность аккумулировать средства на приведение наших дорог в порядок, качественное содержание их.

Понравилась позиция председателя Общественного Совета при федеральном дорожном агентстве Министерства транспорта РФ Олега Скворцова. Он совершенно верно заметил: местные дороги – проблема исключительно федеральная и государственная. «Люди-то везде федеральные, хоть на муниципальной дороге, хоть на самой что ни на есть центральной».

Состояние городских дорог – это еще и показатель уровня жизни, благосостояния населения. Чтобы жить, растить детей, вести бизнес, везде и повсюду нужно иметь дороги, которые связывали бы нас с внешним миром. Магадан всегда считал своей «ахиллесовой» пятой не столько отдаленность от федерального центра, сколько неразвитую транспортную инфраструктуру. Из-за этого территория, обладая богатейшими природными запасами, довольствуется дотациями. Не спешат к нам инвесторы. Неохотно едут в регион необходимые территории специалисты. Город практически не интегрирован в экономику страны и азиатско-тихоокеанского региона. И в таком положении сегодня большинство российских городов. Вполне закономерно, на «круглом столе» мы высказали предложения по изменению механизмов финансирования дорожного муниципального хозяйства. Надеюсь, все вкупе позволит и Магадану, и России в целом избавиться от одной из национальных бед, что давно стала притчей во языцех.

Вернуться назад | Распечатать материал

Читайте также: